Укрэлектропрофсоюз

Харьковская областная организация профсоюза работников
энергетики и электротехнической промышленности Украины
“Укрэлектропрофсоюз”

Среди людей и
и для людей

Новости

Выступление Н.И. Крыгина на парламентских слушаниях 10.12.2008

на тему:

«О состоянии соблюдения конституционных гарантий трудовых прав граждан»
(10.12.2008)



Тема: «Обеспечение соблюдения конституционных прав на труд и других социальных гарантий граждан в период спада производства в условиях кризиса и предложения в действующее законодательство»

Уважаемые депутаты, уважаемые участники парламентских
слушаний!


События, происходящие в мировой экономике, в том числе в Украине, наглядно показывают, что глобализация не пустой звук, а процесс, затрагивающий коренные интересы каждого человека, каждого работника.
Конституция Украины определяет основные права человека в частности: право на труд, право на отдых, защиту от дискриминации, незаконного увольнения и т.д.
К сожалению, приходится констатировать, что на современном этапе, особенно в условиях финансово - экономического кризиса проблема защиты трудовых прав работников становится особенно острой.
Полагаю, что массовые нарушения трудовых прав работников (о чём говорит статистика) требуют, с одной стороны соответствующего реагирования, а с другой стороны объединения усилий органов государственной власти, местного самоуправления, контролирующих органов и т.д., усовершенствования трудового законодательства, усиления административной и уголовной ответственности руководителей, допускающих незаконные действия к работникам.
Проблема нарушения трудовых прав трудящихся требует своего решения на законодательном уровне.
Считаю, что одним из основных путей решения этой проблемы, является передача профсоюзам функций по осуществлению общественно – государственного контроля за соблюдением законодательства о труде. Предоставить правовой и технической инспекции профсоюзов право на осуществление контроля за соблюдением работодателями условий труда и техники безопасности, требований КЗоТ Украины, ратифицированных Конвенций. Предоставить право при обнаружении нарушений составлять предписания и применять меры административного воздействия. В своё время это право у профсоюзов изъяли и мы наблюдаем рост, как несчастных случаев, так и нарушение положений КЗоТ Украины.
Второй проблемой, которая вызывает справедливые возмущения, является тот факт, что уже в который раз величину прожиточного минимума правительство рассчитывает единолично, без участия и согласования с профсоюзами по устаревшим нормам наборов продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, которые вопреки законодательству, не пересматриваются с 2005 года. Кроме этого, величина прожиточного минимума на трудоспособное лицо не включает суммы налога с доходов физических лиц.
Более того, правительство «засекретило» данные о фактической величине прожиточного минимума. Законом Украины «О внесении изменений в ст. 5 Закона Украины «О прожиточном минимуме» (от 12.02.2008 г. № 122-VI) в связи с чем расчёты ежемесячного фактического размера прожиточного минимума на одно лицо, а также отдельно для тех, кто принадлежит к основным социальным и демографическим группам населения, должны опубликовываться до 20 числа следующего месяца в средствах массовой информации. А это не выполняется.
Требуется усовершенствование методологии определения прожиточного минимума, приближение её к единым принципам, определённым в международных актах.
Если действующий порядок определения прожиточного минимума не будет изменён, он полностью потеряет функцию базового социального стандарта.
Значительное место в социальной защите занимают вопросы защиты прав и интересов трудящихся в сфере пенсионного обеспечения.
За последний год наметилась положительная тенденция в их решении, которая давала надежду на постепенное улучшение благосостояния пенсионеров. Однако, предложенный Минтруда и социальной политики Законопроект «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно пенсионного обеспечения» перечёркивает всё достигнутое, носит антисоциальную направленность. Его нормы существенно ограничивают права граждан, противоречат ст. 22 Конституции Украины, которой запрещается сужать объёмы и содержание действующих прав и свобод при внесении изменений к действующим законодательным актам.
Данный законопроект затрагивает интересы работающих пенсионеров, а именно ограничение их пенсионных выплат.
А задумывались ли его разработчики над тем, что ожидает производственную сферу в случае массового увольнения пенсионеров?
Не секрет, что за 17 лет существования нашего независимого государства производственная сфера из-за постоянного недостатка финансовых средств, низкого уровня оплаты труда, постоянных долгов по заработной плате не смогла привлечь молодые кадры. И, поэтому, основная часть высококвалифицированных работников на предприятиях, отраслевых НИИ и КБ – пенсионеры.
Например, на Авиазаводе их 34% от всех работающих, ОАО «ХТЗ» - 33%, на Заводе подъёмно – транспортного оборудования 29%, на ОАО «Автрамат» - более 25%, ГП «Завод им. Малышева» - более 24% и на всех остальных почти каждый четвёртый – пенсионер (ОАО «Турбоатом», АОЗТ завод «Красный Октябрь», ГП «ФЭД», ГП «Электротяжмаш», ГП «ХЭМЗ».
Работающих пенсионеров, в какой то мере, устраивала небольшая зарплата – плюс небольшая пенсия. В случае ограничения выплаты пенсий работающим пенсионерам до 50%, но не менее заниженного прожиточного минимума, о котором я уже говорил, увеличения размеров взносов в Пенсионный фонд с 2,0% до 5,5% - пенсионеры вынуждены будут покинуть легальный сектор экономики и искать работу в тени. А предприятия производственной сферы просто не смогут работать, так как на очереди молодых специалистов на работу нет. Кто от этого выиграет?
Таким образом, предлагается одновременно уменьшение пенсий и увеличение финансовой нагрузки на работников.
Принятие таких изменений приведёт к увольнению пенсионеров, что ещё больше приведёт к падению производства.
Поэтому, принятие предложенных в законопроекте норм недопустимо.
Ещё один немаловажный момент, по которому на протяжении многих лет профсоюзы неизменны в своей позиции – это необходимость принятия Единого пенсионного закона для всех категорий граждан.
Существующие специальные нормы, которые регулируют пенсионное обеспечение более чем в 20 законодательных актах, дают
значительные преференции отдельным категориям граждан (госслужащие, народные депутаты, судьи, прокуроры, журналисты, научные работники и др.) в порядке назначения пенсии и её перерасчётам, что влечёт за собой чрезмерную разницу в размерах пенсий. Если в зарубежных странах размеры «специальных» пенсий превышают пенсии на общих основаниях на 5-30%, то в Украине разница в десятки раз.
Такое в нашем бедном государстве неприемлемо.
Поэтому, если и требуется внесение изменений в законы в сфере пенсионного обеспечения, так это относительно «специальных пенсий».
Коротко хочу остановиться на вопросах управления социальными фондами (занятости, по травматизму, временной нетрудоспособности).
Считаем, что управлять ими должны представители работодателей и наёмных работников (профсоюзы), т.е. субъекты, которые формируют средства этих фондов, под контролем государства. Только тогда можно на паритетных условиях справедливо управлять ими в интересах наёмных работников.
Кроме того, в условиях финансово – экономического кризиса особенно актуальна проблема частичной занятости на предприятиях, когда отпуск без оплаты не входит в общий трудовой стаж для пенсионного обеспечения, а в случае временной нетрудоспособности в этот период не оплачиваются больничные листы.
Эти вопросы также нужно решать законодателям в порядке антикризисных мер.
Если в изменениях в законодательстве не учесть новые реалии спада производства и занятости, то это обострит трудовые отношения, лишит людей гарантированных Конституцией прав.
Мы, Профсоюзы, обращаемся к законодателям Украины с требованием не допустить, чтобы выход из кризиса был осуществлён за счёт наёмных работников, конкретных потребителей.
Солидарную ответственность должны нести в первую очередь собственники предприятий, банков, органов управления.

Спасибо за внимание!

Качественные услуги от лучшего хостинг-провадера. Выбирайтехостингпо доступным ценам Продвижение сайтов в поисковых системахраскрутка сайтапо доступным ценам. Профессиональная разработка сайта от компании “Turbo-S”. Быстрое и качественноесоздание сайтов.