Укрэлектропрофсоюз

Харьковская областная организация профсоюза работников
энергетики и электротехнической промышленности Украины
“Укрэлектропрофсоюз”

Среди людей и
и для людей

Новости

ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФСОЮЗОВ

На профсоюз возложена важная и ответственная функция - защита трудовых, социально-экономических прав и интересов трудящихся.
Почти половину продолжительности жизни человек отдает работе. Становиться понятным, что каждый из нас хотел бы провести эти годы с пользой для семьи, в интересах общества и в то же время, чтобы трудовые права человека были защищены.
Для этого необходимо:
- чтобы государство создало правовые, экономические и социальные условия для полноценной реализации прав граждан на труд, как это предусмотрено Конституцией;
- обеспечение надлежащих условий труда на каждом рабочем месте - прямая обязанность работодателя.
А вот проконтролировать соблюдение действующего законодательства, положений, закрепленных в коллективном договоре, защитить права работников – прямая обязанность профсоюзов. Каждое организационное звено профсоюзов имеет к этому прямое отношение. Однако необходимо согласиться с тем, что основная тяжесть этой работы ложиться на первичные профсоюзные организации.
По тому как работает первичная профсоюзная организация, люди оценивают возможности профсоюзов по защите их прав и интересов как на уровне Федерации профсоюзов Украины так и Центрального и областных комитетов, что выражается в участии в разработке законов, внесении в них изменений, заключение Генерального, отраслевых и региональных соглашений и т.д.
Стратегия и программа действий профсоюзов до 2011 года определены решением V съезда, а также намечены пути их реализации.
С целью усиления роли первичных профорганизаций в деле защиты трудовых и социально-экономических прав и интересов трудящихся в мае 2007 года и в феврале 2009 года состоялись Всеукраинские совещания председателей первичных профсоюзных организаций, входящих в ФПУ. На совещаниях были рассмотрены и приняты рекомендации профорганизациям и их объединениям.
Рекомендациями охвачен целый блок вопросов, которыми занимаются профсоюзы, это и экономическая защита, касающаяся установления тарифной ставки работника I- го разряда на уровне не менее 120% минимальной заработной платы, установленной законом, это и борьба с выплатой заработной платы в конвертах, внесение изменений к методологии формирования прожиточного минимума, вопросы социальной защиты, охраны труда и здоровья, правовой защиты и т.д.
Генеральным соглашением на 2008-2009 гг. закреплены все достижения и наработки, которые имели трудящиеся в сфере труда ранее, к ним добавлены новые социальные гарантии. В него впервые внесены положения, именуемые Международной организацией труда как «принципы достойного труда». Эти положения подразумевают, что достойный труд должен достойно оплачиваться. Условия на рабочем месте не должны вредить здоровью работника, ведь сам работник не машина для получения прибыли собственником предприятия, а прежде всего - личность.
Работодатели согласились с предложением профсоюзов установить минимальную ставку оплаты труда в производственном секторе на 20% выше, чем установленный размер минимальной заработной платы. А с 1 января она повсеместно должна быть на уровне не ниже прожиточного минимума.
Однако, не смотря на это, а также требований ратифицированной Конвенции МОТ №131 «О минимальной заработной плате», где речь идет о том, что минимальная заработная плата должна быть не ниже прожиточного минимума у нас минимальная заработная плата находиться на уровне 2008 года (630 грн.).
К примеру, в Польше «минималку» ввели сразу после начала «шоковой терапии». Цены не обвалились, экономика начала расти, доходы людей также.
Греция, Португалия, Испания поступили еще радикальнее. Одним из условий вступления их в ЕС было повышение минимальной зарплаты до 500-700 долларов. И они это выполнили очень быстро, хотя это решение дорого обошлось – уровень безработицы подскочил до 25%. Однако, те, кто получал достойную зарплату платил налоги, страховые взносы, т.о. государство обеспечило достойную жизнь безработным и пенсионерам.
В Харьковской области среди сельского населения, по официальным данным зарегистрировано 25 тыс. безработных. В Харькове безработных числится 10 тыс. человек, не учитывая тех, кто не состоял на учете или вообще не регистрировался. По Украине зарегистрировано безработных около 2 млн. человек.
Свою консолидированную позицию в отношении размера минимальной зарплаты на 2010 год профсоюзы высказали 1 июня 2009 года.
Позиция профсоюзов основана положениями ст. 43 Конституции, ст. 9 и 10 Закона Украины «Об оплате труда», ст. 95 КЗоТ, Конвенцией МОТ №131.
В Генеральное соглашение внесено еще одно чрезвычайно важное положение, которое касается предприятий всех форм собственности.
В нем сказано, что представителями наемных работников являются только профсоюзы. Это пресекает отдельные рецидивы, когда работодатели, совершенно не знакомы с мировой практикой и требованиями Конвенций МОТ, убеждены, что они сами решают кто будет представителем коллектива.
Кроме того, согласно соглашению бизнес обязуется вводить представителей профсоюзов в наблюдательные советы предприятий. Если имеются комиссии по приватизации, реструктуризации санации и даже банкротству, то и в них отныне обязательно участие профсоюзов.
Генеральное соглашение сегодня работает и это стало возможным благодаря поддержке правительства. В законе о Кабинете Министров, утвержденном в прошлом году, впервые введено положение о том, что правительство проводит консультации с профсоюзами и объединениями работодателей по всем вопросам государственной, социально-экономической политики, оплаты труда, социальной защиты населения.
Несмотря на все то положительное, что закреплено нормативными актами мы имеем и негатив.
Так, на протяжении, почти, года в Украине стремительно растут потребительские цены, раскручивается инфляция, которая обесценивает трудовые доходы, пенсии, социальные выплаты малоимущим гражданам. За это время государством не принято упреждающих мер, Правительство и Парламент, в связи с политическим противостоянием между ветвями власти не разработали эффективных мер для быстрого разрешения проблемы роста цен.
Федерация профсоюзов по требованию отраслевых профсоюзов и первичных профсоюзных организаций вступила в трудовой конфликт с Кабинетом Министров.
Состоялось несколько заседаний примирительной комиссии, потом трудового арбитража, решением которого, почти, все требования Федерации удовлетворены.
Одним из основных требований к Кабинету Министров была организация надлежащего контроля за соблюдением ценового и антимонопольного законодательства субъектами хозяйствования на рынках социально значимых товаров и услуг; введение дополнительных мер, направленных на наполнение продовольственного рыка товарами отечественного товаропроизводителя; ускорить разработку мер по коренному реформированию оплаты труда, исходя из реальной стоимости труда с приближением уровня заработной платы квалифицированного работника до уровня государств с рыночной экономикой; обеспечение неотложной огласки помесячного расчета прожиточного минимума и привлечение к ответственности должностных лиц, виновных в сокрытии от общественности этих показателей в нарушение требований ст. 5 Закона Украины «О прожиточном минимуме».
Это общая характеристика деятельности профсоюзов, а теперь еще раз поговорим о коллективном договоре.
Отсутствие коллективного договора на предприятии расценивается как нарушение норм ст. 2 Закона Украины «О коллективных договорах и соглашениях» и п.7 ст. 65 Хозяйственного кодекса Украины.
По прежнему, одним из слабых мест профорганов является их некомпетентность в вопросах деятельности предприятия.
Для ознакомления с финансово-экономическим состоянием предприятия необходимо требовать от администрации предоставления бухгалтерской отчетности, отчета о финансово-хозяйственной деятельности. Право на получение такой информации профкомом закреплено в ст. 10 Закона Украины «О коллективных договорах и соглашениях», а также ст. 28 и ст. 45 Закона Украины «О профсоюзах…». При непредоставлении такой информации ст. 41-3 Кодекса «Об административных нарушениях» предусмотрена административная ответственность.
Кроме этого, ст. 14 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» предусмотрено, что все юридические лица, на требования трудового коллектива, обязаны предоставлять квартальную и годовую финансовую отчетность.
Эта отчетность не является коммерческой тайной. Основные показатели деятельности предприятия можно проанализировать при помощи следующих форм статистической отчетности - форма 1, форма 1-ПВ, форма 3-ПВ, форма 1-Б.
Проанализировав отраженные в этих формах показатели за прошедший год и прогноз на текущий, можно определить тенденции их изменений: получение прибыли и ее расходование, фонд оплаты труда. Часть зарплаты в себестоимости выпускаемой продукции и т.д.
Коллективный договор - это малая Конституция предприятия, которая регулирует социально-трудовые отношения, согласование интересов собственника и работника и социальной защиты работающих и членов их семей.
Теперь давайте вкратце вспомним основные права и полномочия, которыми владеют профсоюзы всех уровней:
• право осуществления представительства и защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов;
• право профсоюзов, их объединений на ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений;
• полномочия по защите прав граждан на труд и осуществление общественного контроля за соблюдением законодательства о труде;
• полномочия по вопросам охраны труда;
• в обеспечении занятости населения;
• права профсоюзов в управлении предприятиями при изменении форм собственности;
• право профсоюзов в разрешении коллективных трудовых споров;
• право профсоюзов в проведении забастовок и проведении других массовых мероприятий;
• право на привлечение к ответственности должностных лиц виновных в нарушении трудового законодательства.
О несовершенстве нашего законодательства и о правовом нигилизме в нарушении прав человека у нас говорится очень много, но к сожалению, никаких мер не принимается.
Дабы не быть голословным вспомним ст. 43 Конституции Украины, в которой говорится о том, что граждане имеют право на труд независимо от пола, возраста, вероисповеданий и т.д.
Но когда мы читаем тексты объявлений о приеме на работу, то в них в обязательном порядке указывается возраст от и до лет. К сожалению, никому из правоохранительных органов, уполномоченного по правам человека, гаранта Конституции нет дела, тогда как в других государствах, к примеру, в Германии, за объявление с такой формулировкой было бы предметом рассмотрения в судебных органах.
Если человек длительное время, в той же Германии, проработал на предприятии, его, как правило, не увольняют, а переводят на выходное пособие до достижения им пенсионного возраста.
Что же касается увольнения по сокращению штатов, то работодатель обязан не позднее чем за три месяца предупредить работника, чтобы дать ему возможность поиска другой работы.
В случае увольнения, служба занятости выплачивает работнику присвоенный статус безработного первые шесть месяцев 80% его заработка. Это при том, что в Германии средняя заработная плата составляет 2,5-3 тыс. грн. евро.
Кроме этого, государство оплачивает медицинскую страховку и коммунальные платежи.
По истечению 6 месяцев уже выплачивается не 80, а 60 процентов, а если не подыскали работнику работу – он переводится на прожиточный минимум, который составляет 350 евро.
Юридически каждый немецкий бездомный имеет право на минимальные 350 евро и социальное жилье.
Выравнивание социальных стандартов:
- работающий платит за неработающего;
- богатый платит за бедного;
- здоровый платит за того, кто не имеет здоровья.
Это результат реформы Отто фон Бисмарка. Нам нужно стремиться к таким стандартам и положениям и только тогда мы сможем построить социальное государство.

Хлынов В.В.
правовой инспектор обкома профсоюза



Качественные услуги от лучшего хостинг-провадера. Выбирайтехостингпо доступным ценам Продвижение сайтов в поисковых системахраскрутка сайтапо доступным ценам. Профессиональная разработка сайта от компании “Turbo-S”. Быстрое и качественноесоздание сайтов.